О.Н.Гринбаум Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении

главная страница  содержание


ВЫВОДЫ

1. Эстетико-формальный подход к исследованию гармонии строфического ритма базируется на принципе «золотого сечения» как основополагающем факторе саморазвития поэтической мысли. Гармо­ния стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в поэтической строфе, которая является мерой самоограничен­ного саморазвития поэтического текста. Строфа формируется по универ­саль­­ному закону художественной формы и представляет собой систем­ное образование, единое в двух своих аспектах: структурном как совокупности взаимо­свя­­занных элементов и динамическом как меры ритмического движения.

2. Метод ритмико-гармонической точности позволяет выде­лить два уров­ня изучения гармонии строфического ритма: уровень ритми­ко-гармо­ни­ческого потенциала строфы и уровень реализации этого потенциала в конкретном поэтическом тексте.

3. «Божественная пропорция» и ряды Фибоначчи позволяют опи­сать процессы, лежащие в основе формирования разных типов стро­фы, а также дать оценку степени их устойчивости и гармо­нич­­ности. Тем самым открывается возможность создания ритмико-гармонической типологии строфы русского класси­ческого стиха. По уровню ритмико-гармоничес­кого потенциала среди всех рассмотренных в нашей работе малых строф лидирует четверостишие четырехстопного ямба, а среди крупных строф – «Онегинская строфа».

4. «Онегинская строфа» эталонного текста русской поэзии – ро­ма­на А.Пушкина «Евгений Онегин»,– измеренная на весах «божест­вен­ной пропорции», позволяет устано­вить точку отсчета t = 1 на шкале ритмико-гармонической точности и тем самым получить способ сравнительного анализа эстети­чес­ких качеств поэтических текстов.

5. Функционально-стилистический подход к изучению ритми­ки «Онегинской строфы» А.Пушкина позволил выявить разные ритми­ко-гармонические виды строфы «Онегина» (легкий, гармонический, золотой, тяжелый) и установить ряд ритмико-синтаксических закономерностей. Важной среди них является возрастание интонаци­он­ной плавности речи в золотой «Онегин­ской строфе»; этот факт не только усиливает аргументацию в пользу известного тезиса о ритмико-синтаксическом параллелиз­ме стихот­вор­ного текста, не только утверждает высший гармонический статус золотой строфы «Онегина», но и фиксирует практическую силу «божественной пропор­ции» как закона художествен­ной поэтической формы.

6. Сопоставительный анализ строфического ритма и инто­наци­онно-синтаксичес­ких характеристик романа в стихах А.Пушкина с другими известными произведениями, которые написаны «Онегинской строфой», с новых позиций подтверждает, во-первых, преобладание гармонического начала пушкинского стиха, наиболее близким к которому оказываются «Онегинские строфы» М.Лермонтова и И.Северянина, и, во-вторых, наглядным образом демонстрирует ряд эстетико-формальных отличий, являющихся следствием разных художественных стилей и силы таланта поэтов. Тот же системно-структурный анализ двух родственных пушкинских текстов, а именно поэмы «Езерский» и поэмы «Родословная моего героя», первая из которых осталась незавершен­ной, а вторая представляет собой ее сокращенный и переработанный вариант, опубликованный при жизни поэта, не только фиксирует в числовых значениях качественную сторону ритмико-гармонической устрем­ленности поэта, но и указывает на практические возможности метода ритмико-гармонической точности как инструмента стиховедческого анализа. Метод ритмико-гармонической точности позволяет дать непротиво­речивое толко­вание ряду еще не разгаданных стиховедами явлений, в том числе связанных с вопросом о «заострении» ритмики в разных видах поэтических строф.

7. Ритмико-гармоническая организация русского клас­си­ческого сонета как особого вида лирико-философской поэтической формы предопределяет другой, структурно-тонический вид «золотого сечения», который согласуется с философским кредо сонета и его трехчастной структурой. Эмпирически установленная разность акцентных потенциалов катренов и терцетов, а также измерение уровня ритмико-гармонической точности сонетных текстов позволяют говорить о «божественной пропор­ции» как о структурно-тоническом имманентном факторе организации русского класси­ческого сонета.

8. Анализ произведений, написанных «Онегинской строфой», с позиции их структурно-тонической организации подтвердил известную близость этих разных поэтических текстов и выявил в «строфе Онегина» сонетный вид строфиче­ского ритма. Преобла­дание в таких сонетных строфах исконного, компози­ционно-рит­ми­чес­кого гармони­ческого начала говорит в пользу первоосновы «Онегинского» движения поэтической мысли, которому, однако, вовсе не чужд ритм класси­ческого сонета.

9. Статистическая устойчивость и даже сверхустойчивость полученных данных, рассматриваемая в ряду других числовых мер, подобных «золотому сечению», позволяет говорить о новом классе перемен­ных с патологически малой дисперсией. Такие переменные характерны для предельно регламентированных и упоря­доченных сфер функциониро­вания языка. В перспе­ктиве стиховедческие исследования могут дать толчок для становления теории сверхустой­чи­вых негауссовых распределений (в допол­нение к теории негауссовых распределений с ано­мально высокой дисперсией).

10. Структурно-динамические исследования внутренней органи­за­ции «Онегинской строфы» и русского классического сонета подтверж­дают общие ритмико-синтак­сические закономер­ности, обна­ру­жен­ные на системном уровне, представляя в явном виде единый механизм интеграции частей строфы в целостное поэтическое образование.

11. Предпринятое в настоящей работе эстетико-формальное изучение ритмических характеристик «Онегинской строфы» и рус­ско­го сонета позволяет наметить основные направления дальней­ших исследований, в том числе а) изучение индивиду­ально-автор­ских и жанрово-видовых динамических характеристик строфического ритма; б) изучение уникальных и панорамных ритмико-стилистических характеристик строфы; в) изучение ви­до­вых характеристик ритмико-гармонической точности в разде­лен­­ных и неразделенных (астрофичес­ких), а также в завершен­ных и незавершенных поэтических текстах; г) изучение гармо­нии строфического ритма в рамках традиционной (бинарной) и многоуровневых ритмических моделей.

             

 
12. Исследование эстетико-формальных параметров хореического движения, а также ритмики трех­сложных классических размеров (дактиля, амфибрахия, анапеста) – задачи, которые заслуживают пристального внимания и ждут самосто­ятельного и всестороннего изучения.

 

Сайт создан в системе uCoz