О.Н.Гринбаум Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении
ВЫВОДЫ
1. Эстетико-формальный подход к исследованию гармонии строфического ритма базируется на принципе «золотого сечения» как основополагающем факторе саморазвития поэтической мысли. Гармония стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в поэтической строфе, которая является мерой самоограниченного саморазвития поэтического текста. Строфа формируется по универсальному закону художественной формы и представляет собой системное образование, единое в двух своих аспектах: структурном как совокупности взаимосвязанных элементов и динамическом как меры ритмического движения.
2. Метод ритмико-гармонической точности позволяет выделить два уровня изучения гармонии строфического ритма: уровень ритмико-гармонического потенциала строфы и уровень реализации этого потенциала в конкретном поэтическом тексте.
3. «Божественная пропорция» и ряды Фибоначчи позволяют описать процессы, лежащие в основе формирования разных типов строфы, а также дать оценку степени их устойчивости и гармоничности. Тем самым открывается возможность создания ритмико-гармонической типологии строфы русского классического стиха. По уровню ритмико-гармонического потенциала среди всех рассмотренных в нашей работе малых строф лидирует четверостишие четырехстопного ямба, а среди крупных строф – «Онегинская строфа».
4. «Онегинская строфа» эталонного текста русской поэзии – романа А.Пушкина «Евгений Онегин»,– измеренная на весах «божественной пропорции», позволяет установить точку отсчета t = 1 на шкале ритмико-гармонической точности и тем самым получить способ сравнительного анализа эстетических качеств поэтических текстов.
5. Функционально-стилистический подход к изучению ритмики «Онегинской строфы» А.Пушкина позволил выявить разные ритмико-гармонические виды строфы «Онегина» (легкий, гармонический, золотой, тяжелый) и установить ряд ритмико-синтаксических закономерностей. Важной среди них является возрастание интонационной плавности речи в золотой «Онегинской строфе»; этот факт не только усиливает аргументацию в пользу известного тезиса о ритмико-синтаксическом параллелизме стихотворного текста, не только утверждает высший гармонический статус золотой строфы «Онегина», но и фиксирует практическую силу «божественной пропорции» как закона художественной поэтической формы.
6. Сопоставительный анализ строфического ритма и интонационно-синтаксических характеристик романа в стихах А.Пушкина с другими известными произведениями, которые написаны «Онегинской строфой», с новых позиций подтверждает, во-первых, преобладание гармонического начала пушкинского стиха, наиболее близким к которому оказываются «Онегинские строфы» М.Лермонтова и И.Северянина, и, во-вторых, наглядным образом демонстрирует ряд эстетико-формальных отличий, являющихся следствием разных художественных стилей и силы таланта поэтов. Тот же системно-структурный анализ двух родственных пушкинских текстов, а именно поэмы «Езерский» и поэмы «Родословная моего героя», первая из которых осталась незавершенной, а вторая представляет собой ее сокращенный и переработанный вариант, опубликованный при жизни поэта, не только фиксирует в числовых значениях качественную сторону ритмико-гармонической устремленности поэта, но и указывает на практические возможности метода ритмико-гармонической точности как инструмента стиховедческого анализа. Метод ритмико-гармонической точности позволяет дать непротиворечивое толкование ряду еще не разгаданных стиховедами явлений, в том числе связанных с вопросом о «заострении» ритмики в разных видах поэтических строф.
7. Ритмико-гармоническая организация русского классического сонета как особого вида лирико-философской поэтической формы предопределяет другой, структурно-тонический вид «золотого сечения», который согласуется с философским кредо сонета и его трехчастной структурой. Эмпирически установленная разность акцентных потенциалов катренов и терцетов, а также измерение уровня ритмико-гармонической точности сонетных текстов позволяют говорить о «божественной пропорции» как о структурно-тоническом имманентном факторе организации русского классического сонета.
8. Анализ произведений, написанных «Онегинской строфой», с позиции
их структурно-тонической организации подтвердил известную близость этих разных
поэтических текстов и выявил в «строфе Онегина» сонетный вид строфического ритма. Преобладание в таких сонетных
строфах исконного, композиционно-ритмического гармонического начала говорит в пользу первоосновы «Онегинского»
движения поэтической мысли, которому, однако, вовсе не чужд ритм классического
сонета.
9. Статистическая устойчивость и даже сверхустойчивость полученных данных, рассматриваемая в ряду других числовых мер, подобных «золотому сечению», позволяет говорить о новом классе переменных с патологически малой дисперсией. Такие переменные характерны для предельно регламентированных и упорядоченных сфер функционирования языка. В перспективе стиховедческие исследования могут дать толчок для становления теории сверхустойчивых негауссовых распределений (в дополнение к теории негауссовых распределений с аномально высокой дисперсией).
10. Структурно-динамические исследования внутренней организации «Онегинской строфы» и русского классического сонета подтверждают общие ритмико-синтаксические закономерности, обнаруженные на системном уровне, представляя в явном виде единый механизм интеграции частей строфы в целостное поэтическое образование.
11. Предпринятое в настоящей работе эстетико-формальное изучение ритмических характеристик «Онегинской строфы» и русского сонета позволяет наметить основные направления дальнейших исследований, в том числе а) изучение индивидуально-авторских и жанрово-видовых динамических характеристик строфического ритма; б) изучение уникальных и панорамных ритмико-стилистических характеристик строфы; в) изучение видовых характеристик ритмико-гармонической точности в разделенных и неразделенных (астрофических), а также в завершенных и незавершенных поэтических текстах; г) изучение гармонии строфического ритма в рамках традиционной (бинарной) и многоуровневых ритмических моделей.
12. Исследование эстетико-формальных параметров хореического
движения, а также ритмики трехсложных классических размеров (дактиля,
амфибрахия, анапеста) – задачи, которые заслуживают пристального внимания и
ждут самостоятельного и всестороннего изучения.